SOUNDTRACK (Ost/Score): понятие, музыкальный термин

САУНДТРЕК, САУНД-ТРЕК [от англ. soundtrack - звуковая дорожка] – это музыкальный жанр, отвечающий за оформление того или иного материала, например: фильма, передачи, сериала, мультфильма или компьютерной игры. Иногда используется
английская аббревиатура OST, которая расшифровывается как «Original Sound Track» и означает оригинальный саундтрек, издаваемый отдельно от материала, к которому был написан. МУЗЫКА К ФИЛЬМУ (FILM SCORE) – это партитура, создаваемая композитором специально для данного кинопроизведения. Со временем термин «саундтрек» стал применим к любой музыкальной записи из фильма, не важно, является ли она оригиналом (в т. ч. перезаписанным в студии) или компиляцией из готовых треков разных исполнителей.

Условная разница между этими понятиями стирает воображаемые границы стилей, ведь значения обоих терминов не претендуют на точность в определении функций киномузыки. Можно ли тогда чётко классифицировать тот или иной пример «закадровых» звучаний как музыку к фильму, саундтрек, звуковую дорожку или музыкальное сопровождение? Всё зависит от конкретного произведения, его эстетики и требований контекста. Слово «саундтрек» в России прочно вошло в обиход только в XXI веке, в то время как «музыка к фильму», наиболее близкое нам выражение, сразу вызывает ассоциации с выдающимися композиторами советского и российского кино (Андрей Петров, Микаэл Таривердиев, Альфред Шнитке, Эдуард Артемьев, Григорий Гладков, Максим Дунаевский, Алексей Рыбников и др.).

В начале 1950х гг. в киноиндустрии термин «звуковая дорожка» означал аудиозапись к фильму в виде музыкального альбома. При создании фильмов диалоги, звуковые эффекты и музыка записывались отдельно и потом объединялись в одну общую запись,
которая в те времена представляла дорожку на видеоплёнке. Именно тогда задуманные кинокомпаниями альбомы-саундтреки назывались «музыка с оригинального саундтрека кинокартины» (англ. music from the original motion picture soundtrack). Позже выражение сократилось до «саундтрек к фильму» (англ. original soundtrack, OST). Эти записи, как правило, содержали только музыку, без слов, диалогов и звуковых эффектов.

В настоящее время можно смело говорить о музыкальной концепции фильма: игрового, неигрового, научно-познавательного, анимационного. Любой альбом с саундтреком к тому или иному фильму, купленный в музыкальном магазине – это уже не просто слепок со звуковой дорожки, а целый мир самобытных образов, умело оформленных, ассоциативно связанных с действием кинокартины и претендующих на собственное жанровое пространство. В качестве ярких примеров можно порекомендовать изданные
за последние несколько лет альбомы OST: Gladiator (Hans Zimmer & Lisa Gerard), Pulp Fiction (Various Artists), Le Fabuleux Destin d'Amélie Poulain (Yann Tiersen), Danny The Dog (Massive Attack), а также Romeo and Juliet (Nino Rota), Un Homme et Une Femme (Francis Lai), Once Upon a Time in America (Ennio Morricone), The Bodyguard (Various Artists), Twin Peaks (Angelo Badalamenti), Babel (Alfredo Santaolalla & Ryuichi Sakamoto).

______________________________________________________
Компиля́ция (лат. compilatio: ограбление) – произведение, состоящее из материалов, опубликованных прежде другими авторами, без их творческой переработки и собственного осмысления составителем.