Современный звуковой ландшафт: музыка окружающей среды

Часть 1
Пение птиц, шум воды в канализации, стук колёс поезда, взрывы петард, разговор соседей…
В библиотеке профессионального саунд-дизайнера найдётся несколько тысяч подобных файлов. И неспроста. Ведь окружающие нас звуки, даже не являясь музыкальными, обладают вибрацией и распределяются в пространстве хаотично. И именно это добавляет особой экспрессии и непредсказуемости в наше слуховое восприятие повседневной реальности.

Хочется обратить внимание читателя на одну из величайших работ на данную тему.
Дэвид Туп «Искусство звука»:
«Слушай. Это слово слишком активное, поучающее, перегруженное авторитарными требованиями и последствиями миллионов вербальных поединков».
«Слух – больше чем чувство: это множество впечатлений на грани осознания. Мы всё время слышим пространство, не только через эхо и сигналы переднего плана, но и через подсознательные глубинные потоки, наличие атмосферы».
«Тихая атмосфера комнаты, местности или естественной среды, напротив, становится откровением – глубокое "присутствие" складывается из составных частей».
«Тишина – это ключ. В каждом нетронутом месте есть определённый пласт, связь, атмосфера, которую могут уловить наши уши. Обычно там есть гармоничный комплекс с важным, лишённым шума, тихим низкочастотным наполнением».
«Приглушённые стеной, рядом с которой стояла кровать, раздавались звуки текущей воды. Сосед принимал раннюю утреннюю ванну, или в своей замедленной мечтательности я переместился к ручью в местном парке. Рядом с этими неопределёнными гостями мимолётно фиксировались другие звуки: телесные процессы; доносящийся издалека снизу, с улицы, ещё слабый, в пять утра, рокот дорожного движения; сирены; грузовики, которые разворачивались в какофонии гудков и истеричных криков; воздушный кондиционер; гудение автомата для продажи пива, стоящего между лифтом и моей дверью. Некоторые из этих звуков настолько второстепенные, что исчезают в небытие как дым, их засасывает в трещины густого воздуха, и они оставляют следы в сновидениях, которые видят художники звука».

В той же работе американского музыканта-исследователя встречаются удивительно меткие ссылки на другой труд, о котором невозможно не упомянуть.
Джонатан Д. Катц «Голубая тишина Джона Кейджа»:
«Поняв, что тишина непосредственно соседствует со звуком, где тишина становится почвой, откуда произрастает звук и куда он неизбежно возвращается, Кейдж наконец выработал композиционную стратегию, в которой противостояние сменилось сосуществованием».
«Тишина предшествует звуку и остаётся после него, и бинарность звука-тишины в результате размывается в единую протяжённость».
«Один из аспектов тишины заключается в том, чтобы растворить противостояние, дав другим шанс быть услышанными».
СОВРЕМЕННЫЙ ЗВУКОВОЙ ЛАНДШАФТ:

Часть 2
Всё, что нас окружает – есть звучащая материя. В этом кажущемся хаосе переплелись отголоски всех областей человеческой деятельности и естественных природных процессов. C точки зрения эстетики постмодернизма, у нас под рукой бесценный материал для экспериментов и создания целых музыкальных концепций. Добавим сюда использование компьютерных технологий в виде звуковых редакторов, интерфейсов, портативных студий и различных аппаратных средств.

Предлагаю вашему вниманию пример из творческой жизни композитора:
Квартира-студия, ноутбук и программное обеспечение (аудио/миди-редактор, мастеринг-плагины, конвертеры, плееры, программа нотного набора), внешняя звуковая карта (FireWire), студийный конденсаторный микрофон для записи вокала, духовых или перкуссии (стойка + держатель типа «паук»), наушники закрытого типа, мониторы ближнего поля, а также цифровое пианино, миди-клавиатура, фейдерный контроллер, концертный синтезатор и набор перкуссии. Бюджет: 5000 USD. Вся описанная конфигурация может существовать как в условиях домашней студии, так и на концертной площадке.

Исследуя тему окружающей звуковой среды, давайте рассмотрим процесс создания музыки с помощью записи и обработки немузыкальных звуков. Опустим все подробности, связанные с коммутацией оборудования и сосредоточимся непосредственно на творческом процессе. Итак, предположим, что наш композитор не брезгует средствами современной электроники и умело вплетает в традиционную акустическую фактуру новые экспериментальные звучания как в виде готовых сэмплов, так и созданные «вручную». Что это значит? Во-первых, необходимо понять, что для использования внешней звуковой среды, как источника новых звучаний, требуется навык работы со звукозаписью и умение профессионально и со вкусом обрабатывать и добавлять полученные сэмплы в проект. Принимая во внимание развитие новых технологий и коммуникативную природу творчества, надо отдать должное опыту Джона Кейджа и его последователей, ставших ориентирами в области звуковых экспериментов. Известные отечественные композиторы А. Рыбников, Э. Артемьев, М. Таривердиев, И. Корнелюк и многие другие также добились огромных успехов в сфере электроакустики и звукового синтеза.

Уверен, что каждый из выше перечисленных авторов, прислушиваясь к своему внутреннему голосу, сопоставлял звучания, доносящиеся «изнутри» с близкими по образу и характеру звуками внешнего мира. Если вдруг композитор услышит в глубине партитуры скрипящую дверь или пение птиц, то у него есть возможность найти в библиотеке подходящий звук, точно имитирующий требуемую звуковую краску. Это путь прямой имитации с помощью уже готового сэмпла с его последующей доработкой. Но, есть и другой способ – это запись понравившихся звучаний непосредственно в бытовой среде. Извлекая из подручных средств звуки самого разного свойства (от голосов животных до наигрывания прихотливых ритмов на сковороде), можно записывать их тут же с помощью микрофона. При этом существует масса технических и творческих нюансов, с которыми бывает необходимо считаться: громкость сигнала, расстояние до микрофона, прикосновение к предмету, атака при ударе, шумоизоляция объекта или наоборот достижение эффекта присутствия с целью создания атмосферы и т. д.

Современные программные методы работы со звуком дают композиторам возможность творить чудеса! После того, как звук записан в аудио-редактор, он подвергается всевозможной обработке. Это самый интересный процесс, называемый сэмплингом. Полученному сэмплу придаётся форма с учётом необходимых пауз, выбирается уровень громкости путём нормализации, а затем начинается работа с эффектами (если это необходимо). Реверберация, эхо, задержка, хорус – к «стандартному» набору знакомых любому музыканту эффектов добавляются flanger, faser, distortion, vocoder, modulation, vibrato, reverse и др. Перед нами целая звуковая лаборатория. После того, как все манипуляции сделаны и звуковой отрезок сохранён, автор проекта готов использовать новую звуковую краску в своей электронной аранжировке. Он может вставить (импортировать) сэмпл непосредственно в аудио/миди-редактор с готовыми дорожками разных инструментов, объединить его с похожими сэмплами, создав однородную шумовую среду или загрузить в виртуальный/аналоговый сэмплер для того, чтобы с помощью миди-клавиатуры сыграть этим звуком отдельную партию, как на новом музыкальном инструменте.

(Для более подробного знакомства с тонкостями компьютерного ремесла советую обратиться к самоучителям Романа и Юрия Петелиных или посмотреть видео-уроки в интернете).
Как мы видим, используя неограниченные возможности современной звуковой студии, композиторы способны воплощать в жизнь самые дерзкие идеи, мечты и фантазии, используя полученный результат как в сугубо музыкальной сфере, так и в звуковом оформлении фильмов и спектаклей. Главное, чтобы окружающий мир продолжал нас вдохновлять многообразием новых звучаний, а природа отвлекала от городского шума и дарила нам всю красоту своих ландшафтов.

______________________________________________________
Са́унд-дизайн (англ. sound design: звуковой дизайн) – вид дизайнерской деятельности, объектом которой является звук, его носители (цифровые, аналоговые) и в некоторых случаях акустика пространств и помещений. Это процесс коммуникации между визуальным образом (кино, театр, инсталляции) и звуком с помощью моделирования звуковых пространств и создания специальных звуковых эффектов для экранных и мультимедиа-проектов.
Бина́рность – оппозиционная раздвоенность.
Аудио/ми́ди-редакторы – компьютерные программы для создания музыки (Cubase, Reason, Sound Forge); Ма́стеринг-плаги́ны – подключаемые программные модули для финальной обработки фонограммы;
Конве́ртеры – программы для перевода звуковых файлов из одного формата в другой;
FireWire (разъём IEEE 1394, внешний порт i-Link) – последовательная высокоскоростная шина-интерфейс для обмена цифровой информацией между компьютером и внешней звуковой картой;
Миди-клавиатура – контроллер в виде фортепианной клавиатуры с назначаемыми органами управления для работы в миди-редакторе. С помощью синхронизации звуковых событий в виде исполнения партий и их мгновенного отображения в программе достигается возможность редактирования всех параметров музыкальной фактуры;
Фе́йдерный контроллер (англ. fade: затихать) – небольшое устройство со специальными регуляторами ползункового типа (фейдерами), работающее по принципу MIDI (Musical Instrument Digital Interface).
Сэмпл (англ. sample: образец, проба) – оцифрованный звуковой фрагмент.
Сэ́мплер электронный музыкальный инструмент, позволяющий записывать, редактировать и воспроизводить звуки. Его отличие от синтезаторов, состоит в том, что он использует записанный в память сэмпл (оцифрованный звук), который раскладывается по MIDI-клавиатуре, меняя высоту тона по заданным условиям.