Проблема доступности музыки. Виды звучания и формы подачи

Часть 1
«Нельзя с уверенностью сказать, что кто-то из композиторов, работающих сегодня в популярной сфере, пишет музыку, которая будет востребована через 100 лет. Но мы точно знаем, что та музыка, которую мы сейчас считаем великой, включая Бетховена и Баха, создавалась из самых прозаических соображений: для церковной службы, к празднику; оперы и концерты писались поспешно, к определенной дате, заданной заказчиком. Были и заказы к выдающимся событиям: например, к коронациям. И мне кажется, что когда композитора просили написать музыку, подразумевалось не "нам нужна музыка, которая выдержит испытание временем", а "нам нужна музыка, которая понравится тому, кто платит".

И я определенно ставлю на коммерческую музыку, а не на Милтона Бэббита или Лучано Берио или другого композитора, чьи сочинения настолько сложны и насыщены смыслом, что для их понимания понадобится инструкция или "историческая перспектива", или десятки лет и множество исследований».
Джон Грэхэм, композитор (Интервью журналу "Киномузыка Online")

Ещё одна великолепная цитата, напоминающая нам о пропасти между классической и популярной музыкой, иногда возникающей в умах критиков, музыковедов и профессоров академий. Учитывая разные подходы к формулировкам и несовременность самой темы спора, претендующей на актуальность, попробуем разобраться в понятиях.
Итак, нам часто приходиться слышать выражения «популярная классика», «новая классика» или «неоклассика» по отношению к классической музыке в современной обработке.

Начнём с того, что под термином «классическая музыка» в XXI веке уже принято понимать не только величайшие творения Баха, Бетховена, Шопена, Дебюсси, Чайковского, Скрябина, Шостаковича и других композиторов прошлого, которые навсегда зафиксированы в нотах и исполняются в филармонии со всей строгостью традиционного канона. За последние полвека этот большой слоёный пирог заметно прибавил в весе. Вспомним хотя бы гениальную увертюру И. О. Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта»: Д. Д. Шостакович назвал её шедевром симфонической музыки! А «Take Five» П. Дезмонда или «Caravan» Х. Тизола? (хотя эти джазовые хиты больше ассоциируются с Д. Брубеком и Д. Эллингтоном, соответственно). А чего стоит только первая интонация из саундтрека к фильму «Завтрак у Тиффани»? Угадайте тему! И ведь эти мелодии УЖЕ стали классикой, а живые примеры их исполнения являются лучшими музыкальными образцами своего времени. На самом деле, этот список намного шире, и мы могли бы его продолжить, измерив музыку по шкале востребованности без скидки на возраст. Можно также придать значения данной теме с помощью исторического анализа, честно глядя в глаза сегодняшнему дню и собирая факты. Но… это – занятие для любознательных.
Таким образом, в разряд классики попадает всё лучшее, что задержалось в культурной памяти человечества, прошло испытание временем (границы которого весьма условны) и продолжает привлекать к себе внимание уже новых поколений музыкантов и слушателей. Это может быть песня группы «The Beatles», симфоническая поэма С. Барбера, импровизация М. Дэвиса или известный рэгтайм. Согласитесь, что при таком раскладе «классическая» музыка вполне может быть «популярной», а популярная музыка иногда способна становиться классикой.

Часть 2
Гастрономический бум охватил все сферы человеческой жизни. Из телевизоров, размером с дверной проём, нас прикармливают не только кровавыми сценами криминальных хроник, но и напротив, сладко-приторными рецептами счастья с разных кухонь мира. Искусно овладевшие вниманием обывателя, «медиа-звёзды» убеждают людей в шаговой доступности сиюминутных благ, первейшим и важнейшим из которых является ЕДА.

Столь простые и хитроумные способы информационного троллинга обеспечили безбедное существование целой армии работников культуры и искусства в медийной сфере. Это – одна сторона медали. Про другую, с толком и расстановкой, нам поведал упомянутый выше композитор Дэвид Грэхэм, и с ним трудно не согласиться. Конечно же, если музыка доступна для широкого восприятия, это ещё не говорит о её примитивности или грубой функциональности. Но, можно выявить примерный критерий, задающий музыке смысловой тон и определяющий её значение. В зависимости от источника звучания, цели и атмосферы выделим три категории:
Концертная музыка(исполняется музыкантами в специальных заведениях с целью привлечения подготовленной аудитории и рассчитана на направленное восприятие музыки как искусства)
Медийная музыка(звучит по радио и ТВ в качестве фона, либо в самостоятельном контексте; а также в виде саундтрека к фильмам, играм и различным медиа-приложениям)
Музыка обслуживания (выступления музыкантов в местах общественного питания и развлекательных заведениях: ресторанах, кафе, барах, ночных клубах, а также на улицах и в метро. Сюда же можно отнести и мьюза́к, о котором пойдёт речь ниже, т. е. фоновая музыка, звучащая в записи)

Часть 3
На последнем пункте хочется остановиться подробнее.
Сам термин «музыка обслуживания» обладает неприятным оттенком пошлости и безвкусия. Но, именно называя вещи своими именами, можно понять разницу и избежать подмены понятий.
Кто, кого и как обслуживает в данном случае? Неужели одинокая студентка в мегаполисе расчехляет инструмент в переходе метро с единственной целью – заработать на жизнь? А через 15 лет в гриме и блёстках шагает по столам с дорогой электро-скрипкой, но цель всё та же? Относительно! Тончайшая грань может разделять понятия «искусство» и «музыка обслуживания». Иногда эти пути пересекаются, но… только преодолевая искушения, артист остаётся самим собой.
Ситуацию, в которой музыкант оказывает услугу своим выступлением далеко не всегда корректно сравнивать с выгодной сделкой. Ведь любой труд должен поощряться! Оценка продукта и его восприятия в любом случае зависит от мотивации, творческой (национальной) самобытности артиста, качества исполнения и ФОРМЫ ПОДАЧИ музыкального блюда.

Итак, мы плавно возвращаемся к тебе общественного питания.
Социум зациклен на потреблении, и в большинстве случаев отношения между артистом и слушателем строятся на взаимовыгодной основе. Это не исключает присутствия духовной составляющей на выступлениях: глубины образов, дыхания, чуткой атмосферы, катарсиса, а также инноваций и эксперимента. Более того, иногда даже самые смелые и актуальные формы творчества заполняют прибыльную нишу (Bjork, Moby, театр DEREVO, Слава Полунин, Zемфира). Но, если артист подаёт себя всего лишь как ИСПОЛНИТЕЛЬ чужих хитов, умелый тапёр или качественный «клон» Уитни Хьюстон родом из Сибири, то его целевая аудитория приобретает соответствующий окрас. В связи с такой постановкой вопроса я бы разделил искусство на первичное и вторичное, оригинальное и заимствованное, продуктивное и репродуктивное (кому как нравится). И тогда, в соответствии со вкусами представителей разных слоёв общества, возникает спрос на музыкальный контент, почти как в кухне, которая бывает авторской, традиционной, восточной, европейской, а также высокой… и не очень. В огромном диапазоне цен и возможностей приобретает значение форма подачи. Так называемая ПОДАЧА материала и артиста в целом – одно из самых актуальных требований современной сцены! За этими словами скрывается способ донесения творческой идеи, а если ещё точнее – уровень понимания и осознания артистом своей роли в искусстве. Формы подачи пестрят разнообразием не хуже фотографий изысканных блюд в женском журнале, но в основе критерия оценки любого творческого продукта лежит самобытность и профессионализм, помноженные на бескорыстное желание быть услышанным и понятым публикой. Вот такой винегрет с дегустацией я предлагаю в качестве предмета изучения наблюдательным теоретикам и музыкантам. Дерзайте!

______________________________________________________
Тро́ллинг (англ. trolling: ловля рыбы на движущуюся приманку) – интереснейшее социально-психологическое явление, зародившееся в 1990-х гг. и достигшее максимального развития в конце первого десятилетия 21 века. Означает размещение в интернете провокационных сообщений с целью вызвать среди участников бурные обсуждения с переходом на личности. Аналогичные технологии часто применяются и в других СМИ.
Тот, кто это делает, называется «троллем», что очень удачно совпадает с названием мифологического существа.
Ме́диа-приложения – виртуальные модули, доступные для скачивания в сети интернет с целью расширения возможностей мобильного устройства (iPhone, iPad, а также телефоны, смартфоны, планшеты и пр.). Существуют в виде библиотек (фильмы, книги, музыка), компьютерных игр, профессиональных программ, аудио-видеоплееров.
Конте́нт – содержание.