Эмбиент и шумовая культура

Часть 1
Э́МБИЕНТ [от англ. ambient – окружающий] – стиль современной электронной музыки.
Основан на использовании сэмплов живой природы, естественных шумов и «космических» звучаний. Возник в начале 70-х годов XX века. Брайан Ино – композитор, ди-джей, художник, человек мира, которого в 90х можно было встретить на Невском проспекте, по праву считается основоположником этого направления.

Его альбом «Музыка для аэропортов» (1978) оказал наибольшее влияние на стиль Эмбиент. Определяя эмбиентную среду, как атмосферу, Б. Ино намеревался создать каталог атмосферной музыки для определённых моментов и ситуаций. Отчасти ему это удалось. Эмбиент – это пространство для размышлений, целое музыкальное явление, сочетающее в себе энергию звучащей среды, естественную природную материю в виде голосов зверей и птиц, статичное напряжение электронного саунда с медленным развёртыванием темы под видом кажущейся неподвижности, космическую красоту и объём.

Знакомство с этим стилем электронной музыки способствует пониманию роли саундтрека в пространственно-визуальной сфере, где звуковое сопровождение не просто окрашивает сцену или эмоцию, а создаёт атмосферу в качестве «заливки», манипулируя как музыкальными текстурами, так и откровенно шумовыми. Вспомните фильмы Д. Линча или А. Тарковского.
Выстрелы, взрывы, тычки, пикирование, удары кинжала и свист воздуха… Театр звука в кино!

Сравнивая Конкретную музыку, как стиль, с озвучиванием фильмов, легко сопоставить их значения. Партитура пьесы, обладая всеми чертами эмбиента, способна исполнять роль саундтрека, в котором сочетаются некий музыкальный фон и атмосферные шумовые звучания.

Часть 2
В современном кино наряду с естественными шумами используется метод шумоимитации.
Так в 1914 году в Астрахани, при демонстрации патриотического фильма «Оборона Севастополя» (реж. А. Ромм), звуковое оформление создавалось элементарнейшим способом. В фильме было много батальных сцен, кораблей, сражений на бастионах и т. п. Зрители этого фильма в 1914 году слышали звуки боя, крики «ура», шумы моря, человеческую речь, свист и шипение пушечных ядер. То есть они слышали и видели фактически если не звуковой фильм, то, по меньшей мере, фильм со звуком. Во время демонстрации за экраном находились актёры местного театра и шумовики. Первые произносили реплики, стараясь точно попасть в артикуляцию губ актёров, которых они видели с обратной стороны экрана. Вторые с помощью несложных приспособлений и своих собственных речевых аппаратов изображали звуки батареи. Представляете?

В нынешнее время подобные эксперименты с шумами проводятся в специальных студиях. Композиция и аранжировка, импровизация и сэмплинг, шумоимитация и диджеинг – все средства хороши для создания оригинальной звуковой атмосферы фильма или спектакля. Эмбиент здесь рассматривается как образ-состояние звукового пространства будущей партитуры. А композитор-универсал, соединяющий в творческом процессе вышеперечисленные техники, придаёт действию музыкально-шумовую окраску, следуя концепции режиссёра.

Ещё один очень важный стилистический момент. В отличие от Конкретной музыки, как стиля, рассчитанного на академическую эстетику восприятия, эмбиент (зародившийся в среде авторов--электронщиков) предполагает погружение в атмосферу, далёкую от условностей, где нет места яркой мелодии и смысловым акцентам, где отсутствуют модуляции и скачки напряжения в виде звуковых волн и пёстрой динамики. Характерной чертой направления является почти полное отсутствие бита (иногда, правда, можно услышать мягкие и завораживающие drum-партии). В современной рэйв-культуре часто практикуется использование такой музыки в комнатах, где танцевальное возбуждение сменяется релаксацией (так называемых chill-out ).
Эмбиент подобен плывущему айсбергу, водопаду или сфинксу.
Артисты: BRIAN ENO, TANGERINE DREAM, APEX TWIN, THE ORB, VANGELIS, DAVID SILVIJAN.
Далее – небольшое лирическое отступление для «продвинутых».

Часть 3
Рецепты творчества от Брайана Ино:
• Забыть о стандартах.
• Извлекать пользу из случайностей и ошибок.
• Мыслить диаграммой – то есть видеть различие между Вечным в искусстве и Наносным (сиюмоментно-модным течением).
• Не пугаться сложности и новых технологий. Надо стремиться к техническим подвигам.
• Оставаться в рамках для большинства людей. Если ты нравишься лишь «избранным» – это твоя ошибка. Ответная реакция широкой публики – самый лучший стимул для новых свершений. «Глас вопиющего в пустыне» слышат только змеи.
• Верить в то, что искусство влияет на реальную жизнь. Искусство – замечательный способ понять, как устроен мир вокруг и внутри нас.
• Убеждать не агрессивно, а обольстительно. Одна из функций искусства – показывать желанный мир. Представляя благополучие, красоту и Гармонию, понимаешь все несовершенства реального мира и стремишься удалить препятствия, отделяющие человека от его мечты.
• Сколотить костяк из людей-единомышленников, во время беседы с которыми в голове рождаются идеи, которые не посетили бы вас в одиночестве.
• Хранить (беречь) свою культуру, но экспериментировать и не бояться создавать гибриды с чужими культурами.
P.S: «Театр звука» – я выбрал эту метафору в качестве ориентира для определения роли музыки в современном искусстве и повседневной жизни, как сцене действия. Самопогружение и уход в себя – модное средство защиты в отношениях человека с реальностью. Люди часто испытывают соблазн оказаться на месте героя любимой пьесы/картины/игры и осуществить перенос эмоционально-художественной реакции в болезненную точку бытия. И вот тогда окружающий нас мир становится декорацией воображаемого спектакля, где всегда найдётся место звучащей тишине с её тонкой шумовой вибрацией и струящимся ночным эфиром. А музыка улиц зазвучит вперемешку с голосами соседей по отелю и душераздирающей песней в портативном плеере.

______________________________________________________
Конкре́тная музыка (фр. musique concrète) – разновидность академической электронной музыки, в основе которой лежит не мелодическая мысль, а совокупность природных шумов и звуков, записанных заранее и в ряде случаев подвергнутых различным преобразованиям (обработка фильтрами, искажение, изменение скорости). Стиль возник в связи с развитием звукозаписывающей техники, а также появлением доступных микрофонов и магнитофонов.
Дидже́инг (англ. DJ от disc jockey: диск-жокей) – публичное воспроизведение записанных на звуковые носители музыкальных произведений с изменением или без изменения материала техническими средствами.
Рэйв (англ. rave: бред, бессвязная речь, весёлое сборище, вечеринка) – массовая дискотека в клубе или на фестивале с выступлением диджеев и исполнителей электронной музыки.
Чил-а́ут (англ. chill out: остынь, расслабься) – стиль электронной музыки с «расслабляющим» звучанием в медленном темпе, где нет ярко выраженного бита, а в качестве фона используются шумовые повторы.
Чил-аутом также называют отдельный танцпол на крупных концертах или зону отдыха в танцевальных клубах.